Виды велосипедных тормозов
5 марта 2018 13:38
// Анатомия велосипеда
Барабанные тормоза
Ободные тормоза
Устройство V-образных тормозов
Кантилеверные ободные тормоза
Как работают клещевые тормоза
Ободная гидравлика
Дисковые тормоза
Особенности механических дисковых тормозов
Чем хороши гидравлические дисковые тормоза
Известно, что безопасность на дорогах прямо пропорциональна качеству и надёжности тормозов. В правилах дорожного движения (ПДД) сказано, что каждое транспортное средство обязано быть на 100% исправно к моменту эксплуатации. Коль скоро и велосипед, согласно своду ПДД, является полноценным транспортным средством, велосипедные тормоза просто обязаны быть исправными в каждой поездке. Тормозные механизмы менялись по мере того, как развивалась велосипедная промышленность. Какие же тормозные системы наиболее актуальны в современных условиях?
Принцип работы любых велосипедных тормозов основан на том, каким образом тормозные колодки взаимодействуют с остальными деталями конструкции. Обычно выделяют 4 основных вида механизмов торможения:
У каждого вида имеются как «плюсы», так и «минусы». Велолюбители со стажем, тем не менее, отдают предпочтение ободным и дисковым механизмам.

Сегодня подобная конструкция встречается на ситибайках с планетарной системой переключения скоростей и на детских моделях велосипедов.
К достоинствам барабанных тормозов можно отнести их простоту и долговечность (закрытая конструкция не боится грязи и непогоды). Они не портят обод, и вообще неприхотливы.
Зато на многоскоростных велосипедах установка такой тормозной системы невозможна. Нельзя затормозить резко. Если сползла цепь, сделать это не удастся совсем. Этот тормозной механизм тяжелый и обладает невысокой степенью надежности. Вот почему барабаны уходят в прошлое, уступая место более современным системам.

Ободные системы торможения делятся на следующие подвиды:

V-брейки лёгкие, недорогие, простые по своему устройству. В хороших эксплуатационных условиях они могут прослужить долго. Нужно лишь следить, чтобы детали не покрывались пылью и грязью. Это снизит эффективность работы и сократит срок службы устройства. Недостаток таких тормозов только в том, что их практически невозможно установить на колёсах с «восьмёрками». Также придётся отказаться от широких покрышек.

Эта тормозная система проста, но не так эффективна, как другие. На рычагах закреплены тормозные колодки, как в V-брейках. Рычаги закреплены на вилке. Они передвигаются тросом посредством двух тяг. Кантилеверы устанавливаются на некоторых видах циклокроссов.
Этот тип устройств постепенно сдаёт позиции. Сегодня «клещи» устанавливаются, в основном, на шоссейные велосипеды. Собственно, клещевыми тормоза были названы из-за прижимающих тормозные колодки рычагов, напоминающих по форме клещи.
Главный недостаток модели – год от года всё более трудный поиск деталей для ремонта.
Гидравлические ободные тормоза очень эффективны – они нашли применение в триале, но в прочих видах велосипедного спорта такой диковинки не встретишь: они громоздки, тяжелы, капризны к ремонту и плохой погоде.

Различают механические и гидравлические тормоза. В работе дисковых тормозов любого подтипа торможение осуществляется, когда ротор (вращающийся диск), зажатый между прикреплёнными к калиперу (тормозной машинке) колодками, останавливается. Калипер крепится на велораме или вилке специальным адаптером, по сути, переходником. От ручки тормоза к калиперу по металлическому тросику (в механических устройствах), либо по гидролинии (в гидравлике) переходит силовой импульс. Калипер передаёт его колодкам, которые мгновенно сжимаются и сразу останавливают диск. Все роторы различаются по диаметру: чем он больше, тем быстрее происходит торможение и тем меньше его нагревание. Диапазон значений колеблется от 140 до 220 мм.
К достоинствам механики смело можно отнести:
Также механические модели весьма разнообразны, а это затрудняет подбор специальных деталей для ремонта. Хотя при желании в продаже можно найти всё, так что записывать это в достоинства или в недостатки – решайте сами.

Гидравлика – это своего рода мечта велопилота. На то есть ряд причин:
Изучив типы велосипедных тормозов и их особенности, легко понять, что в итоге вопрос выбора упирается в цели и возможности каждого велосипедиста. Понять, какие тормоза полностью устроят вас, дисковые механические или дисковые гидравлические, можно только опытным путём. Здесь играют роль опыт езды, частота поездок, стиль катания, модель байка и простая привычка. Важно лишь помнить, что не бывает безупречных тормозов, не нуждающихся в уходе и ремонте. Следите за их исправностью – и любое тормозное устройство послужит вам верой и правдой.
Принцип работы любых велосипедных тормозов основан на том, каким образом тормозные колодки взаимодействуют с остальными деталями конструкции. Обычно выделяют 4 основных вида механизмов торможения:
- барабанные (с ножным приводом, с ручным приводом);
- ободные (разных типов);
- дисковые (механические и гидравлические);
- роллерные тормоза (встречаются крайне редко).

Барабанные тормоза
Каждый владелец старого доброго советского велосипеда знает, как работают барабанные тормоза. Чтобы остановиться, достаточно провернуть педали обратно ходу велосипеда. В заднюю втулку встроен крутящийся барабан, внутри которого находятся тормозные колодки. Когда происходит торможение, они размыкаются и вызывают трение, прижимаясь к стенкам барабана.Сегодня подобная конструкция встречается на ситибайках с планетарной системой переключения скоростей и на детских моделях велосипедов.
К достоинствам барабанных тормозов можно отнести их простоту и долговечность (закрытая конструкция не боится грязи и непогоды). Они не портят обод, и вообще неприхотливы.

Ободные тормоза
Велосипеды с ободными устройствами тормозят за счёт соприкосновения прижатых тормозных колодок и колёсного обода. Колодки чаще всего сделаны из мягкой резины. Они защищают обод от стирания. Колодки подступают к ободу одновременно и сильно его сжимают.Ободные системы торможения делятся на следующие подвиды:
- V-брейки (устанавливаются чаще на недорогих моделях);
- клещи;
- кантилеверы;
- ободная гидравлика.

Устройство V-образных тормозов
Это самый распространённый подтип ободных конструкций. Торможение происходит, когда подведённый к верхушке одного из тормозных рычагов тросик передаёт усилие от рукоятки к рычагам, держащим картриджные колодки. Установленные параллельно, колодки прижимаются – и колесо останавливается. Картриджные колодки, в случае возникновения неисправностей, можно легко переустановить и заменить с помощью шестигранника.
Кантилеверные ободные тормоза
Как работают клещевые тормоза
Главный недостаток модели – год от года всё более трудный поиск деталей для ремонта.
Ободная гидравлика
В гидравлических моделях ободных тормозов нет ни рычагов, ни тросов. На руле велосипеда расположена тормозная ручка, внутри которой находится заполненный жидкостью цилиндр. Нажимая на ручку, велосипедист толкает поршень, который по специальным трубкам передаёт усилие двум другим цилиндрам, встроенным в вилку. Они, в свою очередь, выталкивают колодки перпендикулярно к ободу, за счёт трения происходит процесс торможения.
Дисковые тормоза
Дисковые велотормоза сегодня уверенно лидируют. Впервые они были применены в автомобилестроении, затем перекочевали в мир мотоспорта. Эстафету переняли велосипедисты. Официально с 2011 года их было разрешено использовать на веломарафонах.Особенности механических дисковых тормозов
Этот подтип тормозных устройств по мощности превосходит ободные конструкции, но кое в чём уступает гидравлическим.К достоинствам механики смело можно отнести:
- возможность самостоятельно контролировать тормозное усилие;
- независимость от погодных условий, пыли, дождя и грязи;
- эффективность работы на повреждённом ободе;
- отсутствие износа обода;
- допустимое использование широких велопокрышек;
- долговечность;
- лёгкость в обслуживании и ремонте.
- значительный, по сравнению с ободными конструкциями, вес;
- высокая (опять же, если сравнивать с ободными тормозами) стоимость;
- трудность ремонта в походных условиях (при себе всегда нужно иметь шестигранный ключ);
- иногда – невозможность установки багажника.

Чем хороши гидравлические дисковые тормоза
Гидравлика – это своего рода мечта велопилота. На то есть ряд причин:
- гидравличские тормоза производят самое мощное и превосходно контролируемое среди всех устройств тормозное усилие;
- выносливы и надёжны в любых погодных условиях;
- тормозная ручка «идёт» легко.
Изучив типы велосипедных тормозов и их особенности, легко понять, что в итоге вопрос выбора упирается в цели и возможности каждого велосипедиста. Понять, какие тормоза полностью устроят вас, дисковые механические или дисковые гидравлические, можно только опытным путём. Здесь играют роль опыт езды, частота поездок, стиль катания, модель байка и простая привычка. Важно лишь помнить, что не бывает безупречных тормозов, не нуждающихся в уходе и ремонте. Следите за их исправностью – и любое тормозное устройство послужит вам верой и правдой.